Реинкарнация — что это такое с точки зрения разных культур

Термин реинкарнация [reːɪnkarnatsi̯oːn] (лат), а также палингенезис (древнегреческий, от πάλιν, Пэйлин, «опять», но опять — таки и γένεσις, генезис, «производство», «рождение») относится к идеям природы, что (в основном человеческая) душа или продолжающиеся психические процессы (так часто понимаемые в буддизме) снова проявляются в других живых существах после смерти — «вымывании». Сопоставимые понятия также известны как метапсихоз, переселение, переселение души или возрождение . «Из опыта тела» часто ассоциируется с термином перевоплощения. Вера в реинкарнацию догматическое учение в мире религий индуизма и буддизма. В некоторых, но отнюдь не во всех учениях о реинкарнации интегрировано учение о карме.

Термин «реинкарнация»

Термин «реинкарнация» не относится к определенной доктрине, но суммирует множество различных доктрин, которые в разных формах являются частью различных религий.

В основной христианской западной культуре, где реинкарнация не является частью господствующих религий, термин перевоплощение французского спиритуалиста Алана Кардека (введен в 1857 году). До этого синонимы, такие как palingenesis («реинкарнация»), metempsychosis («перетасовка», «изменение души») и metematic disease(«реинкарнация», «изменение тела») уже использовались. Наиболее распространенным в 18 и 19 — го века название было метапсихоз. Термин возрождение оказался проблематичным, потому что он используется в другом смысле в христианстве в контексте крещения. В 20 — м веке понимали реинкарнацию как наиболее общее название.

Распространение веры в реинкарнацию

Самые важные деноминации, в которых реинкарнация играет центральную роль, — это индуизм с примерно 900 миллионов последователей во всем мире и буддизм с 400-500 миллионами последователей.

Статистические исследования проводились в различных европейских странах и в США с 1960-х годов по распространению веры в реинкарнацию среди населения. Они показали веру в утверждение реинкарнации между 10 и 30%. Результат исследования в Бразилии значительно выше  — 45%, что может быть связано с широко распространенным существованием кардекистского спиритуализма.

Реинкарнация в контексте мировых религий

Индуизм

В самых старых текстах индийского индуизма, Ведах, идея реинкарнации еще не существует и в Упанишадах, старейших до времени около 800 до 600 лет до нашей эры. Тем не менее, это важная тема, которая с тех пор неоднократно менялась.

Иллюстрация индуистской реинкарнационной калибровки

После индуистской концепции человека по сути своей бессмертной души (Атман), которая после смерти тела воплощенную снова — человек, животное или даже бог (Deva). В каком видении человек возрождается, зависит от дел в предыдущих существованиях, из которых получается его карма .

Реинкарнация
«Когда человек действует как одна прогулка, человек становится таким. Хорошее действие порождает хорошее, плохое действие порождает зло — учение Упанишады. Карма связана с идеей морального миропорядка, Дхармы, в результате чего все действия в соответствии с принципом причины и следствия являются предпосылкой для будущего возрождения. Каждое существо существует на основе его потенциала действия, накопленного в прежних формах существования, что дает общий результат каждого существования. Следовательно, смерть — это не вывод жизни, а просто переход к новой форме существования. Остается вечная и неизменная сущность человека, основанная Атмой (вечной душой). Эта Джива (индивидуальная душа) — это Атман вместе с разумом, чувствами и желаниями, которые всегда проявляются заново.

Там, где Джива остается после смерти тела по дороге к новому воплощению индуистские традиции не дают четкой информации. В некоторых индуистских направлениях существуют мотивы неба и ада (или нескольких из них). Они описывают разные небеса, где Джива с хорошей кармой может провести некоторое время в сверхъестественных наслаждениях; мифология также рисует изображения ужасных адов, в которых он испытывает большие страдания, пока его плохая карма не исчерпана. Но в обоих случаях пребывание не вечно: через какое-то время человек возвращается на Землю, чтобы рождаться снова и снова, до окончательного искупления (мокши) через восхождение в мире-душе (Брахман). Этот цикл перерождений считается естественным законом. Категории, такие как наказание или вознаграждение, не играют никакой роли в этом контексте.

В то время как некоторые индуистские убеждения рассматривают закон кармы, согласно которому человек исключительно ответственен за свое спасение как безжалостный, другие индуисты полагаются на божественную благодать , которая может уничтожить карму и спасти человека. Эта божественная помощь является основной темой в индуистской молитве .

Цель индуса — преодолеть вечный цикл становления и передачи (сансары), связанный с постоянным переживанием сожаления. Традиция знает три классических способа, посредством которых можно получить спасение: путь знания (джняна-йога), путь действия (карма-йога) и путь любви к Богу (бхакти-йога). Многие мыслители (такие как Вивекананда ) включают четвертый путь: раджа-йогу, «королевскую йогу», которая связана со специальными упражнениями и медитацией.

Буддизм

Буддизм (создан около 5 века до н.э. …) примыкающей к перерождениям и карма учению Упанишада, однако, отрицает существование вечного воплощения непреходящих душ (Анатт — или учение anatman). Возрождение понимается здесь как «условное возникновение» в том, что действия человека и возникающая карма вызывают новое рождение, не переходя от одного человека к другому.

Карма в буддизме — это способность целенаправленного, преднамеренного действия, присущего существам («Намерение, которое я называю кармой» Сиддхартха Гаутама), но и принцип причины и следствия. На индивидуальном уровне карма означает действие и его последствия в этой и последующих жизнях. Любой положительный или отрицательный опыт обусловлен более ранним положительным или отрицательным действием — физическим, вербальным и умственным — и, в свою очередь, приводит к положительным или отрицательным эффектам, изменяя таким образом карму. Эти эффекты не случайны, но не подпадают под более высокие (божественные) диктаты, такие как благословение, возмездие и т. д.

Реинкарнация в буддизме

Перерождение может произойти в человеческой форме, но для плохой кармы — «в животном царстве, в царстве голодных духов и демонов или замученного заключенных в одном из восьми основных и 160 вторичных адов», то есть в виде животного или инвалида, и — для хорошей кармы — в высокие места — то есть успешным, богатым, красивым и т.д.

Согласно буддийской точке зрения, причины возрождения являются тремя нездоровыми корнями кармы: жадностью, ненавистью и невежеством или заблуждением (см. «Три разума» ). Чтобы избежать этого страдания, буддист ищет «восьмой путь» просветления (бодхи), преодолевая заблуждение, а затем жадность и ненависть и  достигая состояния нирваны. Это прекращает цикл перерождений (самсара).

Однако просвещенный может принять дальнейшие воплощения, чтобы помочь другим на пути к просветлению и спасению. Это путь бодхисаттвы, которую принял Гаутама Будда, и который открыт для других людей в буддизме Махаяны. В Ваджраяна-буддизме имеется сознательное перерождение.

Иудаизм

Концепции реинкарнации в Танахе нет, но в нескольких местах в Талмуде обсуждается этот вопрос весьма противоречиво и даже считается основным элементом Каббалы.

Идея реинкарнации встречается в основном в еврейской мистике, например , во влиятельном Бахир (Книга просветления), который обычно принято считать самой старой работой Каббалы и раввина Нехуния бен га-Кана, но, вероятно, он был впервые написан Исааком Слепым в начале 12 века. После публикации гораздо более известного Сефер ха-Зохара (Книга великолепия) в конце 13-го века доктрина реинкарнации стала общим достоянием в (восточноевропейском) иудаизме в течение некоторого времени.

Относительно перерождения совершенно классическая работа Каббала (Врата перевоплощений) рабби Ицхак Лурия (1534-1572), который описывает воплощение жизни ( Гилгул ) из временного включения чужой доброй души ( Иббура ) или чужой злой души ( диббук ). В этой работе Лурия также явно ссылается на определенные текстовые отрывки в Танахе.

Эта духовная близость хасидов к концепции Гилгула прослеживается у основателя хасидского движения Рабби Израиля бен Элиэзера (1698-1760). Мартин Бубер собрал несколько рассказов Баал Шем Тов в своих работах «Легенды о Ваал-Шеме» и «Рассказы о хасидах» , в которых он объясняет и объясняет вполне конкретные случаи реинкарнации.

Христианство

Великие христианские церкви и, соответственно, большинство теологов отвергают идею реинкарнации. Например, католический богослов Хельмут Зандер написал в своей монографии «История миграции душ в Европе :

Нет идей реинкарнации, даже намеков. Перерождение, реинкарнация соответствующие понятия были устранены в ходе текстовой истории.

Тем не менее, особенно в эзотерической литературе последних десятилетий, обнаруживаются многочисленные интерпретации Библии, в которых цитаты из Нового Завета, а также Ветхий Завет интерпретируются как свидетельство концепций реинкарнации. Оценка таких интерпретаций различна. Подобно Зандеру, католический богослов Норберт Бишофбергер сказал:

«Утверждение о том, что идея реинкарнации содержится в Новом Завете, оказывается неправильным при более внимательном многократном рассмотрении упомянутых мест. Идея реинкарнации не является проблемой в Новом Завете»

С другой стороны, протестантский богослов Гельмут Ост пришел к другому выводу:

«Не может быть и речи о ясном учении о перевоплощении. Есть несколько отрывков, которые содержат утверждения и подсказки, которые могут быть поняты в смысле реинкарнации или могут быть интерпретированы так».

В частности, «проблема Илии» в Евангелиях «невозможно сказать, что Новый Завет вообще не знает идеи реинкарнации». Речь идет о Иоанне Крестителе, которого Иисус называл пророком Илией. Однако сам Иоанн Креститель ранее отрицал, что был пророком Илии. Согласно тогдашней идее, появление Илии было бы возвращением человека.

Реинкарнация

В раннем христианстве идеи реинкарнации были широко распространены, поскольку они были знакомы в платоновской философии и были введены в христианскую среду обращенными язычниками. Они присутствовали особенно в так называемых гностических течениях. Идея воскрешения всего человека (тела и души) отрицает повторное воплощение души в разных телах. В течение долгого времени, после исчезновения христианского гнозиса, реинкарнация больше не играла роли в христианстве.

Ислам

Ситуация с концепцией реинкарнации в исламе имеет много общего с ситуацией двух других религий Азии. Опять же, большинство лидеров (суннитов и шиитов ) отвергают концепцию реинкарнации. Идея повторного воплощения души вряд ли совместима с традиционным пониманием веры в воскресение в День Последнего Суда. Но идея реинкарнации играет важную роль в некоторых еретических движениях.

Одним из ранних исламских движений, в которых проявилась эта идея, был Харбия, названный по имени Абдаллах ибн Харб. Ибн Харб был главой кайсанитов в аль-Мадаине в первой половине восьмого века. Кайсанцы, группа из крайнего шиитского хребта, ожидали возвращения Абу Хашима, сына Мухаммада ибн аль-Ханафии :

Эта группа утверждает, что воскрешение — это не что иное, как путешествие разума из одного тела в другое; если бы духи были послушны, их бы поместили в чистые тела, красивые фигуры, тогда, по степени их чистоты, они пройдут стадии красоты, святости и благословений, пока они не станут ангелами и не получат чистые светлые тела. С другой стороны, если бы духи были бунтующими, они превращались в нечистые тела, изуродованные фигуры и презираемые существа, такие как собаки, обезьяны, свиньи, змеи и скорпионы.

В поддержку этой доктрины последователи Харбии ссылались на места Корана в Суре 29:64 «Потустороннее жилище, то есть жизнь».

В конце восьмого века идеи о воплощении все еще проявлялись в различных движениях суррамитов, таких как аль-Муканна в Самарканде. Кроме того, учения о реинкарнации также играют с друзами и алавитами центральную роль. Согласно учению друзов, существует реинкарнация людей только как людей, а не как животных.

O_Tayne_reinkarnatsii

В исламском мистицизме (суфизме) многие эзотерические приказы четко представляют позиции, которые легко интегрируют понятие возрождения в их духовное мировоззрение. Здесь Суфийские Учителя (или дервиши) часто ссылаются на 28-й стих 2-й сурыКорана :

«Как вы можете отрицать Бога, когда вы были мертвы, и Он оживил вас? Тогда Он позволит вам умереть и снова оживить вас, а затем вас вернут к Нему » (Коран 2:28, перевод Благородного Теодора Хури ).

С другой стороны, исламские богословы главных конфессиональных течений противоречат этой интерпретации стиха, утверждая, что в первом случае («когда вы были мертвы») описание духовной безжизненности в настоящей жизни и во втором случае («заставило вас снова жить») воскресение в день Последнего Суда.

3000_sluchaev_reinkarnatsii

Этот внутренний исламский спор поражает сходством с различными внутрихристианскими чтениями воскрешения мертвых (например, эпизод Лазаря в Иоанна 11: 1-45). В качестве дополнительного доказательства предполагаемой исламской имманентной теории реинкарнации, следующий стих Корана иногда используется стороной исламских мистиков:

«Ты позволил ночь перейти в день, и ты позволил дню уйти в ночь. Вы приносите живых из мертвых, и вы приносите мертвых из живых… » ( Сура 3:27 , перевод Аделя Теодора Хури ).

Более того, мистическая интерпретация суфиев более или менее раскрыта в (особенно персидской) классической литературе исламского мира. Так, например, в книге «Mathnawi» персидского поэта и суфийского мастера Джалал ад-Дина ар-Руми (1207-1273), называемой Муланой («наш учитель»), по чьему учению достигает Орден Мевлеви Дервиша, следующее стихотворение:

«Я умер как минерал и стал растением,
я умер как растение и стал животным,
я умер как животное и стал человеком.
Почему я должен бояться?
Когда я стал меньше умирать?
Еще раз я умру как человек,
только чтобы подняться с благословением ангела.
Но к существованию ангела я должен стремиться … « (Отрывок из Маснави из Рух ).

Таким образом, теперь вы имеете представление о том, что такое реинкарнация и как она понимается в разных религиях мира.

© 2024 Реинкарнация души во времени // Поддержка сайта: www.gogetseo.ru