Бардо (тибет. བར་དོ།) — это термин, который в тибетском буддизме обозначает промежуточное состояние, буквально означающее «между двумя». Хотя бардо часто ассоциируется с состоянием между смертью и следующим перерождением, его значение намного шире. В учениях традиции Ньингма и других тибетских источниках выделяют шесть различных видов бардо, каждый из которых описывает особые состояния сознания в течение жизни, процесса умирания и периода между жизнями.
Бардо жизни — от зачатия до смерти
Бардо жизни, или «кайнэй бардо» (тиб. skye gnas bar do), охватывает период от момента зачатия до момента умирания или возникновения смертельной болезни. Это состояние бодрствующего сознания, когда человек осознаёт окружающий мир и взаимодействует с ним. Этот промежуток времени — самая длинная и наиболее знакомая стадия бардо, на которой человек проживает свою жизнь.
В бардо жизни человек накапливает карму, которая повлияет на его последующие состояния, включая процесс умирания и перерождение. Важно понимать, что каждое действие, мысль и намерение в этом состоянии формируют последующий опыт в других бардо. В тибетском буддизме этому уделяется особое внимание, так как осознанное поведение и духовные практики в этой жизни могут значительно повлиять на процесс умирания и на то, как пройдёт бардо после смерти.
Бардо сновидения — между бодрствованием и сном
Бардо сновидения, или «милам бардо» (тиб. rmi lam bar do), представляет собой промежуточное состояние между бодрствующим сознанием и глубоким сном. Во время сна сознание человека входит в особое состояние, где переживания могут быть как иллюзорными, так и реальными. В тибетской традиции уделяется особое внимание практике осознанных сновидений, так как это состояние даёт возможность тренировать ум для перехода через другие, более сложные состояния бардо.
Практика осознанных сновидений считается важным инструментом для подготовки к моменту смерти. Способность управлять своими сновидениями помогает развивать контроль над умом, что является важным навыком для прохождения через другие бардо. В этом состоянии сознание может встретиться с различными видениями и образами, которые отражают внутренние состояния человека, его страхи, желания и стремления.
Бардо медитации — погружение в глубокую концентрацию
Бардо медитации, или «самтен бардо» (тиб. bsam gtan bar do), описывает состояние медитативной концентрации, когда ум переходит от обычного дуалистичного восприятия к «просветленному осознанию трансцендентальной мудрости». Это особое состояние достигается в процессе глубоких медитаций, которые позволяют приблизиться к истинной природе реальности и сознания.
В этом состоянии практикующий может пережить временное освобождение от страданий, связанных с дуалистичным восприятием мира. Медитативная практика играет ключевую роль в подготовке ума к моменту смерти, так как она помогает осознать иллюзорность материального мира и подготовиться к переходу через бардо умирания и посмертных состояний. В самтен бардо человек может достичь состояния, в котором границы между субъектом и объектом исчезают, и он осознаёт свою истинную природу.
Бардо процесса умирания — переход от жизни к посмертному существованию
Бардо процесса умирания, или «чикхай бардо» (тиб. ‘chi kha’i bar do), начинается с момента, когда человек начинает умирать, и продолжается до тех пор, пока не произойдёт разделение ума и тела. Это состояние описывает период, когда человек осознаёт приближение смерти, но ещё не перешёл в следующую стадию бардо.
Во время чикхай бардо человек может испытывать различные состояния сознания, связанные с процессом умирания, включая страх, смятение и иногда видения. В тибетской традиции существует множество практик, направленных на то, чтобы помочь человеку пройти через это состояние с минимальными страданиями и страхом. Главная цель этого бардо — осознание и принятие смерти как естественного перехода в следующий этап существования.
Бардо дхармадхату — осознание истинной природы ума
Бардо дхармадхату, или «чёней бардо» (тиб. chos nyid bar do), начинается после завершения процесса умирания, когда ум отделяется от тела и входит в состояние, где проявляется его изначальная природа. Этот этап является одним из самых важных, так как здесь у человека есть возможность достичь просветления, слившись с «ясным светом» (тиб. ‘od gsal).
В чёней бардо человек может столкнуться с яркими видениями и осознанием природы реальности. Для тех, кто имеет высокую духовную подготовку, это бардо становится моментом возможного освобождения от круга перерождений. Однако, если ум не готов к этому состоянию, человек может упустить возможность просветления и перейти в следующее бардо — бардо становления.
Посмертное бардо становления — подготовка к новому воплощению
Бардо становления, или «сидпай бардо» (тиб. srid pa bar do), начинается после того, как сознание человека осознаёт своё посмертное состояние и начинает искать новое воплощение. Это состояние может продолжаться несколько дней или даже недель, в зависимости от накопленной кармы и обстоятельств предыдущей жизни.
В сидпай бардо ум человека устремляется к новому перерождению, что происходит в зависимости от кармических накоплений и духовного состояния. В этом состоянии человек может видеть сцены своего будущего рождения и выбирать, каким будет его следующее воплощение. В тибетской традиции считается, что если сознание остаётся запутанным и неосознанным, оно может привести к неблагоприятному перерождению. Однако, при должной подготовке, этот этап может стать возможностью для выбора более благоприятного воплощения и продолжения духовного пути.
Значение шести бардо в тибетской традиции
Шесть бардо описывают различные стадии существования, через которые проходит сознание как в течение жизни, так и после смерти. Понимание этих состояний помогает не только лучше подготовиться к моменту смерти, но и осознанно проживать каждый день жизни. В тибетском буддизме знание о бардо является важным элементом духовной практики, направленной на достижение просветления и освобождения от круговорота рождения и смерти.
Каждое из шести бардо предоставляет возможность для духовного роста и осознания истинной природы реальности. Через практики осознанности, медитации и подготовки к смерти человек может пройти через эти состояния с минимальными страданиями и максимальной пользой для своего духовного развития. Важно помнить, что смерть — это не конец, а переход к новому этапу существования, который может стать моментом просветления и освобождения.