Майя в буддизме

майя в буддизме

В буддизме термин «Майя» (на санскрите: माया, Māyā) имеет несколько значений, но чаще всего он используется для обозначения иллюзии или обмана, представляя собой один из ключевых понятий в буддийской философии. В более поздних ведических текстах майя означает «магическое шоу, иллюзию, где вещи кажутся присутствующими, но не являются тем, чем они кажутся»;принцип, который показывает «Абсолют без атрибутов» как имеющий «атрибуты».

Основы понятия Майя в буддизме:

Иллюзорная природа реальности: в буддизме «Майя» символизирует иллюзорную природу мира, который мы воспринимаем через свои чувства. Будда учил, что всё в этом мире является преходящим и подверженным изменению, а потому ни одна вещь не обладает постоянной сущностью. Майя в этом контексте означает, что наши восприятия и представления о реальности ошибочны; мы склонны принимать временные и изменчивые явления за истинную и неизменную реальность.

Преодоление Майи: освобождение от Майи — одна из целей буддийской практики. Буддисты стремятся преодолеть привязанность к иллюзорным аспектам существования, осознать их временный характер и достичь состояния пробуждения (нирваны), которое освобождает от страданий и иллюзий.

Связь с неведением (Авидья): майя тесно связана с понятием Авидья (неведение). В буддизме Авидья означает отсутствие знания или понимания истинной природы реальности. Майя, как иллюзия, поддерживает это неведение, заставляя людей видеть мир как нечто постоянное и реальное, тогда как истинное знание (праджня) ведет к пониманию пустотности (шуньята) всех явлений.

Майя как инструмент самсары: майя также играет роль в поддержании самсары — циклического существования, в котором живые существа бесконечно рождаются, умирают и перерождаются. Она отвлекает ум от истинного осознания и привязывает его к миру форм и имен, что поддерживает цикл страданий и перерождений. Лишь осознав природу Майи и освободившись от нее, можно выйти из этого замкнутого круга.

Майя и карма: иллюзии, созданные Майей, часто ведут к действиям, которые формируют карму — причинно-следственные последствия, привязывающие человека к сансаре. Понимание природы Майи и осознанное устранение иллюзий помогают минимизировать негативную карму и способствуют духовному прогрессу.

Роль медитации: Медитативные практики в буддизме направлены на распознавание Майи и освобождение от ее влияния. Через глубокое осознание и внутреннее сосредоточение, практикующие могут увидеть сквозь иллюзии Майи и осознать истинную природу реальности, что ведет к освобождению.

В итоге, в буддизме Майя — это сила, которая затуманивает сознание, порождает страдания и удерживает живые существа в круговороте сансары (цикла рождения, смерти и перерождения). Пробуждение (бодхи) и освобождение от Майи — это путь к нирване, состоянию, в котором исчезают все иллюзии и страдания.

Термин майя был переведен как «иллюзия», но тогда он не касается обычной иллюзии. Здесь «иллюзия» не означает, что мир не реален и является просто плодом человеческого воображения. Майя означает, что мир не такой, каким кажется; мир, который человек воспринимает, вводит в заблуждение, если говорить о его истинной природе.

Мир одновременно реален и нереален, потому что он существует, но «не такой, каким кажется.

Сказать, что вселенная — это иллюзия (майя), не значит сказать, что она нереальна; вместо этого это значит сказать, что она не такая, какой кажется, что она постоянно создается. Майя не только обманывает людей относительно того, что они думают, что знают; по сути, она ограничивает их знания.

Майя предсуществует и сосуществует с Брахманом – Высшим Принципом, Сознанием. Майя – это воспринимаемая реальность, та, которая не раскрывает скрытые принципы, истинную реальность. Майя бессознательна, Атман сознателен. Майя – это буквальная, Брахман – это образная Упадана – принцип, причина. Майя рождается, изменяется, развивается, умирает со временем, от обстоятельств, из-за невидимых принципов природы, утверждают Упанишады. Атман-Брахман – это вечный, неизменный, невидимый принцип, незатронутое абсолютное и сияющее сознание.

Иллюзия майя в буддизме
Иллюзия — это и есть майя в буддизме

Сначала воображается Душа, затем особенности объектов,
Внешних и внутренних, как кто-то знает, так и помнит.
Как веревка, не воспринимаемая отчетливо в темноте, ошибочно воображается,
Как змея, как полоска воды, так и Душа (Атман) ошибочно воображается.
Как когда веревка отчетливо воспринимается, и ошибочное воображение удаляется,
Только веревка остается, без второго, так и когда отчетливо воспринимается, Атман.
Когда он как Праны (живые существа), как все разнообразные объекты являются нам,
Тогда это все просто Майя, которой Брахман (Высшая Душа) обманывает себя.
Гаудапада , Мандукья Карика 2.16-19.

Подобно тому, как при удалении грязи проявляется реальная сущность; подобно тому, как при рассеивании тьмы ночи ясно видны объекты, окутанные тьмой; подобно тому, как при рассеивании невежества [майи] осознается истина.

—  Вашиштха, Йога Васиштха

Оцените статью
Добавить комментарий