Карма — что это такое в буддизме

Карма

«Всё, включая Брахму и другие существа, подчиняется этому закону».

Карма буквально означает действие. В каждом действии присутствуют три составляющие: оно связано с прошлым, совершается в настоящем и несёт последствия в будущем. Карма — это закон причины и следствия. Нет следствия без причины, как нет и причины без следствия. Эти два явления неразрывно связаны: определённые причины приводят к строго определённым последствиям. Причина — это семя, а следствие — плод. Невозможно посеять пшеницу и ожидать урожая яблок. Закон кармы учит нас, что всё, что мы испытываем, будь то страдание или радость, является прямым следствием наших действий. Даже если нам не всегда удаётся увидеть связь, боль — это часть действия, которое началось в прошлом. Следствие не отличается от причины. «Что посеешь, то и пожнёшь» — так можно кратко выразить закон кармы. Исключений нет, и спасения от него тоже.

Однако у человека есть сила и возможность изменить свои действия и, соответственно, последствия своих прошлых поступков. Если накопленная негативная карма привела человека к трудным жизненным обстоятельствам, это можно сравнить с плаванием в бурном море. Даже если условия тяжёлые, но у человека есть лодка и весла, он может использовать свою волю, чтобы сопротивляться течению и изменить курс на более спокойные воды. Если же плыть по течению, ветер и волны лишь усугубят ситуацию. Что нужно сделать — это двигаться в правильном направлении, использовать свои знания, иметь желание улучшить свою жизнь и приложить усилия.

Механизм создания кармы обычно следующий: сначала возникает желание. Желание окрашивает мысль, которая формируется в намерение, а затем приводит к действию.

«Человек в действительности формируется своими желаниями; каковы его желания, таковы и его мысли; каковы его мысли, таковы и его действия; каковы его поступки, таковы и его достижения».

Брихадараньяка-упанишада, 4.4.5

Существуют несколько законов, которые вместе формируют принцип Кармы:

  1. Желание направляет человека к тем объектам и условиям, которые могут удовлетворить это желание, и таким образом определяет его деятельность.

Желание привязывает человека к результатам своих стремлений. Независимо от того, будут ли эти результаты горькими или сладкими, человек остается привязанным к ним. Именно поэтому мы говорим о хорошей и плохой карме. С абсолютной точки зрения карма не делится на хорошую или плохую, так как обе они связывают человека, и пока существует эта привязанность, невозможно достичь освобождения.

  1. Разум — это творческая сила, и человек становится тем, о чем он думает.

Говорят, что Брахма создал мир в своей медитации. Точно так же, обладая той же творческой силой, мы создаем свои миры посредством мыслей, которые рано или поздно воплощаются в реальность. То, о чем мы думаем сейчас, определяет наше будущее.

  1. Закон действий утверждает, что обстоятельства, окружающие нас, создаются нашими поступками.

«Следуя за плодами своих действий, какими бы они ни были — хорошими или плохими — человек неизбежно испытывает их последствия. Подобно рыбе, плывущей против течения, человек оставляет за собой плохое прошлое. Воплощенные существа испытывают счастье за свои добрые дела и страдания за свои плохие поступки».

Махабхарата

Карма воздействует на трех уровнях человеческого существа — интеллект, ум и действие. Мы всегда вынуждены действовать в соответствии с нашими прошлыми поступками, которые формируют наше настоящее. Возникает вопрос: если все предопределено прошлым, то какой смысл прилагать усилия?

Ответ кроется в уникальной способности человека делать выбор, известной как пурушартха. Человек, с одной стороны, предопределен своим прошлым, но с другой стороны, обладает возможностью изменить свою судьбу. Наша свободная воля — это неотъемлемая часть закона кармы. Свободная воля подобна обоюдоострому мечу: ее можно использовать как для того, чтобы причинить себе вред, так и для того, чтобы разорвать цепи кармы.

Существует несколько видов кармы, и среди них выделяется тот, который представляет собой итог всех наших предыдущих воплощений. Эта карма называется санчита-кармой. Она является своеобразным хранилищем желаний, которые должны быть реализованы или уничтожены. Кроме того, существует карма, которая еще не «созрела» — агами-карма. Это те действия и желания, которые проявятся в будущем.

Из всей санчита-кармы выделяется прарабдха-карма, та часть, с которой мы приходим в эту жизнь. Именно она определяет наше предназначение в текущем воплощении. Задача йогов состоит в том, чтобы уничтожить агами-карму в настоящем перерождении. Это достигается через йогу и духовную практику.

Полное исчерпание всех желаний приводит к слиянию с Абсолютом, к достижению мокши.

«Когда все желания, скрытые в сердце, освобождаются, тогда смертный становится бессмертным, тогда он здесь и сейчас наслаждается Брахманом».

«Того, чьи действия свободны от принуждения желания, чья карма сожжена в огне мудрости, мудрецы называют святым».

Бхагавадгита

Оцените статью
Добавить комментарий