В огромном колесе Брахмы, источнике и опоре всех джив /душ/, хамсы, лебедя, то есть. человек блуждает, думая, что он отличается от Творца. Но, слившись с ним, он обретает бессмертие»
Шветашватара-упанишаде, стих 6.
Этот единственный стих объясняет причину цикла перерождений и выхода из огромного колеса Брахмы, заколдованного круга Сансары. Человек блуждает по вселенной из-за своего невежества, ослепленный ощущением отдельного существования, потерявший связь с Богом, выражаясь богословским языком. И более:
«Тогда, познав Верховного Брахмана, высшую необъятность, как сущность, скрытую во всех существах, пронизывающую все и всюду, они /души/ становятся бессмертными»
«Большой, как большой палец, Пуруша, Внутреннее Я, Я, вечно обитает в сердцах людей»
Са ва айам атма брахма
«Он, Атман, есть Брахман».
Душа человека, воплощенная в физическом теле, на санскрите называется Дживатма. Считается, что он бессмертен по своей природе, его существование не прекращается с физической смертью тела. Джива, душа, после смерти, через определенный промежуток времени, принимает другое тело на земле и так продолжает жизнь за жизнью, пока она, душа, не станет самореализованной, т.е. не осознает своей бессмертной природы.
«Подобно тому, как человек выбрасывает старую одежду свою и надевает новую,
Таким образом, воплощенные покидают свои старые тела и обретают новые»
Бхагавад Гита 2.22.
Что такое перевоплощение души – будь то оковы, привязывающие нас к этому земному плану существования, наполненному страданиями и болью, или благословение, хорошо спланированный план, направленный на эволюцию сознания, восхождение Духа по лестнице все более новых и совершенных форм земного существования? Это зависит от того, где мы на это смотрим. Мы можем сказать, что стакан наполовину полон воды, но можем также сказать, что он наполовину пуст. Какое из утверждений верно?
Человек – не однодневка, сегодня он живет, завтра он умирает и все – о нем нет упоминания. Весь его потенциал сохраняется, все его качества остаются семенами, ожидающими своего времени и места, чтобы развиться в соответствующие добродетели и, наконец, расцвести в совершенство. Эта точка зрения всегда была частью учения всех просвещенных людей всех времен и религий. Его разделяли первые христиане. Из-за Кали-юги это представление частично утрачено. Рациональное мышление Запада, засовывание головы в материю, привело к самозабвению, до такой степени, что идея переселения души звучит абсурдно и считается одним из верований первобытных обществ и культур.
К счастью, кое-где эти знания еще сохранились. По его мнению, Дух или душа, как бы мы ее ни называли, с целью своего освобождения проходит через различные формы существования, начиная с минерального царства, проходя через растительное царство, затем животное царство и, наконец, воплощается в человеческое тело. Проходя через низшие сферы организации материи, сознание развивает свои качества и растет, т.е. расширяет, просвещает, усложняет и т. д. Каждая физическая форма, временно «арендованная», тесно связана с предыдущей, близкой по строению и функциям. Процесс протекает плавно и методично. В каждой новой форме сознанию предоставляется возможность развиваться дальше и таким образом быть готовым «принять» более сложную по структуре и функциям форму.
Физические формы подвержены разрушению, а их характеристики передаются из поколения в поколение по законам наследственности. Однако человек с древнейших времен заметил, что существует разница между передачей наследственности и наличием нравственных и психических качеств у разных индивидуумов. Разницу между людьми на интеллектуальном уровне невозможно объяснить только законами ДНК.
Достигнутый интеллектуальный уровень, накопление желаний в человеке само по себе является накоплением энергии, не теряемой со смертью. По законам сохранения энергии весь потенциал, накопленный в течение жизни, должен быть сохранен. Энергия трансформируется и никогда не теряется.
«Подобно тому, как ювелир берет кусок золота и создает из него форму, новую и более прекрасную, так и Атман, сбросив старое тело и вместе с ним авидью, невежество, создает новую форму, которая еще более прекрасна, чем раньше.» Брихадараньяка-упанишад. 4.4.4
Кена упанишада:
«Познай Себя как владельца колесницы, тело как колесницу; познай интеллект как возничего, ум как поводья, чувства как лошадей, а их объекты как дорогу, по которой движется колесница. «Я», объединенное с умом и чувствами, — это тот, кто наслаждается и испытывает, так говорят мудрецы. Тот, кто невежественен, держит поводья ума свободными, а чувства неконтролируемыми, как дикие лошади. Тот, кто мудр, всегда с хорошо напряжённым умом /поводьями/, держит чувства под контролем, как прирученных лошадей. Таким образом, тот, кто невежественен, нечист и неразумен, не достигает цели своего путешествия, а снова и снова впадает в сансару».
Этот процесс продолжается снова и снова, пока желания и стремления не накопится во всех рождениях, поскольку именно желание привязывает душу к колесу сансары. Впервые приняв человеческую форму существования Пуруша, Атман, Душа и т. д. имеет шанс сойти с колеса перерождения. Вместе с человеческим обликом интеллект приобретает качество саморефлексии, появляется уникальная человеческая способность делать выбор, отсутствующая у животных. С помощью буддхи, интеллекта, человек имеет возможность разорвать порочный круг перерождений. Вот почему индийские писания говорят, что есть три великих блага – получить человеческое тело, услышать об освобождении, встретить гуру, который сможет вывести вас из цикла.
Поначалу человек является рабом своих страстей. Ум находится в постоянном поиске удовольствий и наслаждений. Тогда появляются зачатки разума и это первые конфликты между тем, что мы хотим, и тем, что должно быть сделано в принципе. Ум начинает противостоять слепому желанию и, в конце концов, из раба становится господином. Возничий крепко держит поводья и направляет колесницу в нужном направлении.
Он достигает освобождения, становится риши, провидцем. Такой просветленный человек может в дальнейшем оставаться активным в мире или может выбрать пассивность.
Итак, если бы мы суммировали идею реинкарнации:
- Душа, дживатман, по своей природе тождественна Брахману, Богу.
- Существует многообразие форм, обусловленное эволюцией.
- Душа, Атман, возрождается из формы в форму, отбрасывая старую, через определенный период пребывания в невидимом мире принимает новую форму.
- Эволюция сознания знаменуется ростом разума личности над страстями и желаниями.
- Когда интеллект, буддхи, полностью развит, человек обретает возможность освобождения.
- К вершине ведут разные пути – путь познания, путь любви, путь действия, которые в конечном итоге сливаются.